Share Next Entry
Нулёвые
andy_burns

Ладно, продолжим наше псевдо-ностальжирование по непрошедшей еще "эпохе" www.diary.ru/~abydakaby/p137515595.htm.

Я испугался, что в прошлом посте предстал каким-то чудаком, романтизирующим 90-е. Нет, конечно, время было очень так себе, а я как хилый очкарик, не способный бить человека по лицу, особенно остро чувствую, что мне бы тогда пришлось тяжеловато.

С другой стороны, люди, которые в девяностые были не сопливыми детишками, а жили полной жизнью, крутили дела и прочее, тоже не похожи на суперменов. Ну, понтовались, слушали депешмод, читали Кастанеду, частью наворовали денег, частью закопались в землю, а в основном после явления Путина и стабилизации обзавелись с детьми и замерли в анабиозе, раскрыв рот перед чудесами самооткрывающихся дверей в супермаркетах, ипотеки, «Башорга» и возможности заказать пиццу на дом.

 

Дело в том, что это в некотором смысле вопрос терминологии и отношения к жизни. Можно бабушками у подъезда стонать про «лихие», «бандитские» годы, когда нельзя было сделать шагу из дома, а можно посмотреть так, как, например, шестидесятники смотрели на свое послевоенное детство. Это было время опять же, бандитизма, а еще и карточек на еду, коммуналок, сиротства и товарища Сталина. Но, не желая предстать эдакими калеками, шестидесятники говорили, что для них, детей, это было фоном, на котором зарождалось понятие об ответственности, крепкая дружба, серьезное отношение к жизни и любовь к этой же жизни.

Так, ничего не зародилось в девяностые?

 Окей, раз так, в шестидесятые полетели в космос, заплясали Биттлз, хиппи-отепель-солженицын, а в чем, собственно, явились чудеса двухтыщных? Кто ответил в прошлый раз, в основном вспомнили Интернет. Потом с одним из отвечавших мы в разговоре задались вопросом, а было ли что-то кроме инета. Если смотреть глобально, то правильный ответ «ничего», но я для очистки совести попытался кое-что представить.

 

- Лебединая песнь телевидения. Пока трафик еще стоил два рубля за мегабайт, в первой половине нулевых телеку удалось приковать к себе порядочно подростков. Тут еще наверное сказывается взгляд провинциала, то есть я говорю «с опозданием» на несколько лет, но было все же вменяемое Mtv с диапазоном от «Дарии» до «12 злобных зрителей», а еще ren-tv, где по четвергам после полуночи, для тех кто знал, показывали фильмы типа «Кена Парка» (и известно что – после полуночи по субботам), ну явились и ток-шоу с мордобоем, и первые реалити-шоу, даже Дом-2, чего уж. Забавно было.

 

- Жуткая деградация вкуса. На все. Всякий отечественный продукт из двухтысячных, от песенок до упаковок продуктов – полный провал. Архитектура – нет слов. Массовая мода – кошмарное убожество даже на мой индифферентный вкус. Самый модный дизайнер – клоун с дислексией, назначивший Пермь культурной столицей страны. Все ясно.

 

- Про «вертикаль власти», несогласных, Селигеры и чудеса с образованием все понятно и очень скучно говорить. Было бы нужно говорить, если б не Интернет, а так – обойдутся без разговоров.

Забавно правда вспомнить про эпизод из школьной жизни, когда в рамках уроков литературы надо было выучить наизусть новый вариант гимна. Я оказался несознательным пионером и что-то брякнул про Михалкова, хотя бы на третий раз могло бы стать стыдно. В ответ раздались крики, что должно быть стыдно мне, и такое говорить нельзя.

 

- Наркотики. Одно дело сырые подвалы со шприцами и полузакрытые клубы для золотой молодежи в девяностые, а другое – почти полная культурная легализация легких наркотиков и интерес, похожий на уменьшенную копию бума шестидесятых на западе. В общем, это банальная вещь, но что-то мне подсказывает, что даже у американских школьников перед первым косячком просыпается на минуту страх Божий, и чувак, глядишь, откажется. Для наших школьников проблемы дуть/не дуть не стояло, разве для заведомых маменькиных сынков. Гашиш, СПИДы, аптека, гашиш, аптека, аптека, аптека, почти за копейки, на улицах, дома, перед школой. Больше опасались завуча, чем милицию. Поскольку это было не более чем очередным развлечением малолеток после уроков, плавно перешедшим из великих американских комедий и Пелевина лозунга «можно» в «можно обязательно», это не вызвало никакой реакции у «общественности» по сю пору, не считая вялого бурления опять же в интернете.

 

Кстати, слыхал, наши красноярские умельцы сделали несколько «шокирующих» роликов, гуляющих по ютубу и запрещенных к показу где-то. По отрывкам из телевизора понятно только, про изнасилование мужика и про то, как мама кормит детей дерьмом из унитаза. Снято кажется на ручную камеру криворуким оператором, а автор концепта похваляется тем, что закончил школу КГБ. Ну, это как водится. Наверное, читал опусы Темы Лебедева, о бездейственности и скуке российской соцрекламы.

 
- После периода игр в фишки с покемонами у подростков начинается деление по «идеологическому» признаку. Ранний этап нулевых – это еще неформалы против рэпперов против гопников против скинхедов и прочее. Наследие даже не девяностых о восьмидесятых, что хорошо заметно по музыкальным вкусам «неформалов». Более глобальный этап размежевания – «неформалы» в широком смысле и чуваки, не любящие разнообразия в одежде. Тогда и был некий рецидив «гопничества», наверное, постбригадный-постбумерный. Опять же, с той и с другой стороны в историях участвовали школьники из сравнительно благополучных семей, и всем было плевать. Ходишь с длинными волосами – получай оскорбления. Ходишь один по дворам и светишь мобилкой – получай проблемы. Пришел потусоваться с друзьями – попал «на стрелу». И так далее. Хитрые и трусливые вроде меня обычно отделывались легким испугом, но не всегда. Один мой знакомый ежегодно менял телефоны по причине какой-то особой популярности у шпаны. Некоторые знакомые ежегодно и чаще ломали носы и прочее. Сейчас, конечно, веселуха сходит на нет, особенно в столицах да крупных городах. На излете встречаются курьезы вроде гопников в зауженных джинсах или с длинными волосами – чесслово. С другой стороны, раньше на них было плевать, а теперь, когда мы стали «молодые люди», а не «пацаны», появился липкий страх подворотен, криков пьяных компаний, лишний раз идти ночью за сигаретами как-то неохота.

Ладно, когда стали вырастать из уличных штанов, откуда-то пошла субкультурология и вообще «политика». Самой дебильной, по-моему, но как бы и реальной движухой нулевых оказалось Великое Противостояние фашистов и антифашистов. Первые не могли определиться, скинхеды они, футбольные болельщики или ролевики-язычники, вторые косили то под панков с леворадикальным уклоном, то опять почему-то под «скинхедов», но в массовом сознании хакрепились как «фа» и «афа», чтобы уж никто не принимал всерьез. Но это уже имеет прямое отношение к той части, которая про Интернет.


  • 1
По ощущениям всё-таки значительная часть людей пока не знает, где достать даже лёгкие наркотики. Но культурная легализация идёт полным ходом, с этим согласен.

Кстати, интересно, что ты сам думаешь про перспективы социальной рекламы у нас в стране. Похоже, сейчас на смену избитым образам вроде черных легких и абсурдным рифмованным лозунгам а-ля «после алкоголя врежешься невольно» приходит тенденция показывать «отпугивающие материалы» вроде изуродованных тел, вытаскиваемых из искореженных автомобилей да тех же выкидышей в формалине из последних «нашумевших» роликов. Якобы «бьёт сильнее».

По ощущениям всё-таки значительная часть людей пока не знает, где достать даже лёгкие наркотики.

Эта значительная часть людей явно из поколения постарше.
А про соцрекламу не знаю, думаю, что это блеф. Скоро прихлопнется баном политкорректности. Но у нас-то ничего и не было, кроме курьезов, как тот, что я описал. "Артхаус" у совковых умельцев превращается в чернуху.
А лозунги, да. ОЛсобенно в Роевом ручье развернулись. "От наркотиков откажись! - советует рысь".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account